Освещение — пятое и последнее правило хорошего интерьера. То как освещена комната — залог комфортного проживания в ней. Если она освещена плохо или вообще никак, то это не комната для жизни, а в лучшем случае погреб или кладовая. Но даже если комната освещена хорошо, но не правильно, будьте уверены — хорошо жить в ней будет невозможно.
Опубликована: 23 сентября 2012 года.
Автор: Андрей Федотов.
Последнее правило хорошего интерьера — освещение. В конце статьи мы вспомним первые четыре правила и подведем итоги.
Для начала выдам сугубо номенклатурные понятия, классификацию освещения, так сказать, а затем поговорим о нем (о освещении, естественно) в более жизненном ключе.
Естественное освещение
Такое освещение бывает с солнечными лучами и просто свет с улицы. В нормах для проектирования, в связи с этим, есть два понятия: время инсоляции — это когда в ваши окна напрямую светит солнышко, и коэффициент естественной освещенности (КЕО) — это когда в определенной точке помещения измеряется величина дневного света, попадающего к вам через окно.
В любой жилой квартире необходимо обязательное наличие непрерывной инсоляции в течение определенного времени и величина КЕО, размером не ниже определенного значения. Что это за определенные время и значения — написано в специальных нормативных документах (например про инсоляцию читайте в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01).
Эти значения очень важны. Они просто должны быть и все! И если перед вашим домом кто-то построил еще один, и вы убеждены, что солнышко вам перекрыли или в комнате стало темнее, чем было, смело идите и заказывайте расчет инсоляции и КЕО для вашей квартиры в местном органе СЭС (теперь — Роспотребнадзор). Кто знает — может вам повезет и вас переселят в лучшую квартиру. Имейте в виду — деревья при расчете не учитываются.
Искусственное освещение
Здесь мы вторгаемся в зону неизведанного, ну, или, не изведанного в достаточной мере. И вот почему. Несмотря на огромное количество статей на тему «свет в интерьере» (попробуйте, наберите в любом поисковике такой запрос), грамотно подобрать освещение смогут единицы.
В отличие от естественного освещения, искусственный свет хорош в первую очередь тем, что его мы можем регулировать в соответствии с нашими потребностями. Всегда можно сделать так, чтобы в комнате было столько света, сколько нам хочется. Сегодня для этого существуют огромное количество всевозможных светильников, ламп и т. п.
Очень распространено мнение, что чем больше ламп, тем светлее и, стало быть — лучше. Это в корне ошибочно. Наши глаза одинаково устают как от недостаточного, так и от слишком яркого освещения. Необходимо выбрать оптимальный уровень освещенности.
При проектировании освещения интерьера следует исходить главным образом из того, что свет должен быть удобным, уместным и соответствовать целям вашего помещения.
Обязательно используйте отраженный, рассеянный свет в сочетании с направленным. Отраженный свет имеет одно великолепное свойство — он дает достаточно освещения, без риска ослепления глаз от яркого источника. Почувствовать это можно на простом примере. Попробуйте поднести обыкновенную настольную лампу близко к белому потолку (направить лампу надо, естественно, на потолок). Комната осветится мягким рассеянным светом.
Не стоит забывать и о декоративных возможностях света — одно и то же пространство может казаться больше или меньше по площади, теплее или холоднее по гамме, агрессивнее или спокойнее по духу и т. п. Цвет освещения, тоже имеет значение и еще какое. О зависимости цвета и настроения известно всем, так что возьмите на заметочку.
В своей статье я не буду давать «мудрые» советы о том где, как, сколько и каких нужно лампочек для создания хорошего интерьера, повторюсь — таких статей достаточно много. Моя задача — заставить вас, читатели, задуматься о том, что любой созданный вами интерьер, мы видим только при свете, и от того, насколько этот свет хорош и зависит восприятие этого интерьера.
Неправильно подобрав освещение можно испортить самый прекрасный интерьер и все то, что в нем расположено. Я очень хорошо помню, как в музее (я живу в Санкт-Петербурге и не буду называть в каком конкретно музее, но поверьте — это один из самых известных музеев нашей страны), картины знаменитых художников, защищенные глянцевым (!) стеклом, висели в зале напротив залитых солнечным светом окон. Занавесок на окнах не было и дополнительной подсветки картин тоже. Вы бы видели лица иностранцев, честно пытающихся рассмотреть что либо на картинах, про которые рассказывала экскурсовод. Как говорится «за державу обидно».
Один из примеров решения освещения. как составляющей интерьера, можно увидеть в одной из работ мастерской – интерьерах квартиры в городе Пушкин (изображение выше – кухня-гостиная этой квартиры). Там использовано очень необычное освещение: в гостиной – подсветка пространства за шторами для имитации привычного и удобного дневного света через окна, в сочетании с потолочной подсветкой; в спальне – крайне интересная имитация улицы с каналом в Венеции, с подсветкой раздвижных дверей шкафов изнутри, через светопрозрачные постеры с видами Венеции наклеенными на матовое стекло.
Только при помощи одного лишь освещения, можно создать хороший интерьер. Или испортить его.
Теперь, подведем итоги. Правила хорошего интерьера:
Кто-то добавит – нужны деньги. Не без этого конечно, но поверьте – в данном вопросе, это не слишком важно. Они конечно нужны, но их количество не является главным. Я знаю немало примеров, где колоссальные вложенные средства не помогли достичь хорошего результата.
Что можно сказать в заключении – хороший интерьер, это, в общем-то, отражение нашей сути, человеческого понимания себя и окружающих. Обогащайтесь духовно, стремитесь к знаниям, к подлинно эксклюзивной информации. Задумывайтесь над сутью вещей и вопросов. Ставьте себе реальные задачи и умейте видеть хорошее в том, что у вас есть сейчас. Не стремитесь к пустому изобилию, в каком бы то ни было виде. Не стесняйтесь себя и своих желаний – если вам хорошо и уютно в вашем доме, то в нем уже, как минимум, неплохой интерьер. И помните главное – интерьер создается для человека, а никак не наоборот.
Другие статьи мастерской
Архитектурная мастерская организована в 2003 году и предлагает весь спектр услуг в области профессионального проектирования и сопровождения проекта при строительстве.
Среди работ мастерской — проекты жилых и общественных зданий, коттеджей, а так же перепланировки квартир и интерьеры.
Свою профессиональную деятельность мастерская осуществляет на основании свидетельства о допуске к работам номер СРО-П-012-227-06 от 31 мая 2013 года, выданного некоммерческим партнерством проектировщиков c длинным названием «Союзпетрострой-Проект».
Руководитель мастерской — Федотов Андрей Иванович. Архитектурным и строительным проектированием профессионально занимается с 1989 года. Состоит в Союзе Архитекторов России с 1996 года.