Восприятие формы во многом зависит от направления падающего на нее света. При изменяющемся направлении освещения одна и та же форма производит различное впечатление. Рельеф предметов воспринимается благодаря градациям перехода от света к тени, называемых светотенью, а также посредством контраста света и тени. Только при условии достаточной освещенности мы можем определить реальный объем предмета или сооружения. Если же контрасты отсутствуют, то человеческий глаз воспринимает форму как силуэт.
Поэтому в солнечный день нам хорошо видно то, что расположено даже на дальнем расстоянии от нас, в пасмурную же погоду окружающий пейзаж или городская застройка выглядят уплощенно и контурно.
Восприятие формы может затрудняться при слишком интенсивном одностороннем освещении, когда возникает резкий контраст света и тени с плохо различимыми оттенками светотени. Если источник света направлен из-за объекта, то в этом случае активно выявляется силуэт сооружения.
Эти особенности зрительного восприятия формы иногда сводят на нет усилия архитекторов при проектировании фасадов и интерьеров зданий.
Архитектура всегда строилась с учетом воздействия естественного и искусственного света на форму объектов. Пластика сооружения должна решаться в зависимости от освещенности.
В современных жилых интерьерах сейчас стало модным использование рельефов на стенах и потолках помещений. Чтобы усилить впечатление от задуманного, необходимо тщательно продумать расположение этих рельефов относительно источника света.
Создание системы освещения может до неузнаваемости изменить привычный интерьер квартиры. Только при помощи грамотной организации и расстановки светового оборудования одно и то же помещение может видоизменяться в течение дня, не требуя кардинальной перепланировки и ремонта. Чтобы создать или улучшить световую среду дома, предварительно нужно проанализировать стандартное световое оборудование вашего жилого пространства, количество естественного света и только после этого продумать необходимые дополнения и изменения.
Учет естественной освещенности здания и организация искусственного освещения интерьеров входят в число средств создания комфортных условий для проживания. Нужно стремиться к рациональному использованию дневного света. В южных широтах необходима защита от излишка солнечных лучей, в северных, наоборот, следует максимально обеспечить доступ естественного освещения.
При проектировании интерьера важно учитывать особенности физиологии зрения человека. Нормальная работа глаз возможна только в комфортной визуальной среде с хорошо продуманным освещением. Искусственный свет, как и дневной, влияет на наше настроение и эмоции. Плохое освещение в доме — это не только испорченное зрение: при недостаточном освещении может возникнуть состояние угнетенности, а иногда и депрессии. Но в то же время и при очень ярком, ослепляющем свете быстро наступает утомляемость, что также создает дискомфорт и приводит к потере зрения. Существуют три основных вида искусственного освещения: прямое, направленное и рассеянное (равномерное).
Прямое освещение обеспечивают светильники с открытыми для глаз источниками света: всевозможные люстры, бра, торшеры, плафоны. точечные светильники — так называемое «звездное небо».
Светильники второй группы используют отраженный от стен или потолка свет. В подвесных потолках источники света скрываются за ребрами перекрытия или экранами-отражателями, карнизами, отсюда их название: скрытый свет.
К третьему типу мы относим светящиеся потолки, имитирующие дневной свет. В этом случае лампы встраиваются под перекрытием и закрываются матовым стеклом.
Сами источники света делятся на лампы накаливания, галогенные, дневные и так называемые люминесцентные лампы. У каждого вида — свой спектр.
В лампах накаливания присутствуют желтые цвета, а в лампах дневного света — голубые. Галогенные лампы наиболее близки по своему спектру солнечному свету. По мощности галогенные лампы на первом месте, они также и наиболее экономичны. Лампы накаливания уступают галогенным по своим параметрам, но они дешевле. Лампы дневного света применяются в жилых интерьерах сейчас все чаще, в основном для подсветки потолка или стен. Большую популярность получили сегодня низковольтные осветительные системы, состоящие из шин, по которым идет ток, трансформатора и галогенных светильников. Шинопровод позволяет перемещать светильники вдоль направляющих и тем самым изменять потоки света.
Авторы: Е. Ю. Крутских, Д. В. Литвинов, Н. Г. Новосад — отрывок из книги:
«Интерьер квартиры и евроремонт»